Встреча В.П.Шанцева


Приветствие В.П.Шанцева


Выступление В.П.Шанцева


Передача книги Директору НББ Р.С. Мотульскому


Р.С. Мотульский вручает подарочный календарь


Интервью В.П.Шанцева для журналистов


Подписание акта о передачи книги Симеона Полоцкого "Жезл правления"


Просмотр выставки Сімяон, сын Полацка "Муж благоверный народу полезный…"


Симеон Полоцкий, из фондов НББ


Симеон Полоцкий "Вечерга Доушевнага", 1683


Симеон Полоцкий, из фондов НББ












Читайте в СМИ

Слово «чистаго сребра»

Национальная библиотека получила в дар оригинальную копию книги Симеона Полоцкого

Со времен Симеона Полоцкого

    7 сентября 2005 г. состоялся визит Губернатора Нижегородской области Российской Федерации Шанцева Валерия Павлиновича в Национальную библиотеку Беларуси и торжественная церемония вручения в дар оригинальной копии книги Симеона Полоцкого "Жезл правления" (Москва: Печатный двор, 1667).

    "Жезл правления" - одна из самых знаменитых русских печатных книг 17 века. Ее стали цитировать и обсуждать сразу же после выхода. Церковный собор провозгласил, что она написана "из чистаго сребра Божия слова". К ней продолжали обращаться и в 18 веке.

    Причина популярности "Жезла правления" состоит в том, что она была главной официальной книгой, обличавшей взгляды раскольников. Исторические обстоятельства сложились в России так, что здесь к середине 17 века в связи с никоновской реформой государственной церкви главнейшей задачей правительственной идеологической политики стала борьба с восставшим против этой церкви движением "раскола". На этом пути первым испытанием идеологической "службы" Симеона Полоцкого царю Алексею Михайловичу была его активнейшая литературно-полемическая деятельность в защиту государственной церкви и придворной идеологии.

    С благодарственным словом выступил директор Национальной библиотеки Беларуси Мотульский Роман Степанович. Он отметил важность данной книги для читателей и сотрудников библиотеки. По случаю визита В.П.Шанцева в библиотеку была организована выставка Сімяон, сын Полацка "Муж благоверный народу полезный…", на которой представлены произведения Симеона Полоцкого и литература о нем.


    Cимеон Полоцкий (в миру Самуил (Емельянович?) Петровский-Ситнианович) (1629-1680) - поэт, драматург, оратор, богослов и книгоиздатель, крупнейший представитель восточно-славянского барокко. Симеон Полоцкий, беларус по происхождению, уроженец Полоцка, окончил Киево-Могилянскую коллегию, а также учился в различных европейских университетах, возможно, в Виленской академии. Прекрасно знал латынь, польский язык. В 1656 г. принял иноческий сан в Полоцком Богоявленском монастыре и стал преподавателем в школе Полоцкого православного братства. Довольствовался званием иеромонаха, потому что свое призвание видел в литературе, считая себя "трудником слова".

    С юных лет писал стихи на книжном "славянском языке" (с обильными белорусскими и украинскими вкраплениями), а также на польском.

    В 1660 г. Симеон Полоцкий вместе с 12-ю "отроками" в свите архимандрита Полоцкого Борисоглебского монастыря Игнатия Иевлевича прибыл в Москву. В 1661 г. окончательно переезжает в Москву (после взятия Полоцка русскими войсками). В Москве активно поддерживал царя Алексея Михайловича в его борьбе с Никоном и идеологами старообрядчества. Принимал участие в церковных соборах. Царем Алексеем Михайловичем был назначен во 2-й пол. 1667 г. наставником наследника престола царевича Алексея Алексеевича, затем царевича Федора, учил он и Петра, которому к кончине Полоцкого было 8 лет.

    Среди разнообразных занятий Симеона Полоцкого на первом месте стоит литературная деятельность. В иерархии культурных ценностей он на первое место ставил Слово, поэта считал, вслед за теоретиками барокко, "вторым Богом", - ибо с помощью поэзии поэт творит новую реальность.

    Симеон Полоцкий стал первым придворным поэтом, а позднее и первым придворным проповедником. Из своих проповедей он составил два сборника: "Обед душевный" (напечатан в Верхней типографии в 1681 г.) и "Вечеря душевная" (издан там же в 1683 г.).

    Симеон Полоцкий основал в Москве нечто вроде писательского цеха, создал новый тип писателя-профессионала. Считал, что писатель-профессионал, это и педагог, и библиофил, ибо в занятиях литературой главное не талант, а знания, которые можно подчерпнуть из книг. Библиотека Симеона Полоцкого состояла из 600 томов.

    Одним из выдающихся трудов Симеона Полоцкого считается его стихотворный перевод Псалтыри (Псалтир царя и пророка Давида, художеством рифмотворным равномерно слога, и согласоноконечно, по различным стихом родом преложенная. М.: тип. Верхняя, 1680).

    Псалтырь - это своеобразная "книга песен", вдохновенная лирика, в которой читатели всех христианских стран находили отражение самых разнообразных чувств и настроений. Мысль перевести стихами Псалтырь возникла у поэта в связи с работой над книгой "Вертоград многоцветный". Когда Полоцкий решил переработать "Вертоград", расположив стихотворения в алфавитном порядке, и дошел до буквы "пси" (с которой начинаются слова "Псалтырь" и "псалом"), он решил переложить стихами несколько покаянных псалмов. И решил перевести всю Псалтырь, желая дать текст псалмов, изложенный стихами, достаточно понятными, пригодными также и для пения.

    Художественное оформление "Псалтыри рифмотворной", его техника и исполнение явились связующим звеном между старой русской культурой и новым ее этапом. Текст на страницах книги обрамлен наборной орнаментальной рамкой, в начале книги помещен фронтиспис с изображением автора псалмов царя Давида (рисунок Симона Ушакова, гравировка Афанасия Трухменского).

    "Псалтырь рифмотворная" была первым стихотворным произведением, напечатанным отдельным изданием в России, кроме того, это одно из лучших и популярных изданий этого периода, первое издание, осуществленное Верхней типографией царя Федора Алексеевича и Симеона Полоцкого.

    Симеон Полоцкий был крупнейшим литератором восточнославянского барокко. Его книги начали издавать на Московском печатном дворе с 1667 г., в Верхней типографии - с 1680 по 1683 гг.

    В Национальном полоцком историко-культурном музее-заповеднике создан музей белорусского книгопечатания и музей-библиотека Симеона Полоцкого (открыта 25.03.1994 г.). Музей-библиотека ведет работу по пропаганде произведений Симеона Полоцкого.

    Произведения Симеона Полоцкого хранятся:

    - Национальная библиотека Беларуси: Вечеря душевная (1683), Обед душевный (1681-2 экз.), Жезл правления (1753), микрофильм рукописи "Ранние декламации" (РГАДА);

    - Центральная научная библиотека НАН Беларуси им. Я. Коласа: Жезл правления (1667), Псалтирь рифмотворная (1680), Обед душевный (1681), Вечеря душевная (1683), Жезл правления (1753).

    - Музей белорусского книгопечатания в Полоцке: Вечеря душевная (1683), Жезл правления (1753).


    Симеон Полоцкий. Жезл правления. - М.: Печатный двор, [20 декабря 1666 - не позднее 10 июля 1667 (7175)]. - 154 л. 2°

    20 декабря 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича и благословению святителей вселенских патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и "всего Святого Собора межпатриаршества" начали печатать на Печатном дворе книгу "Жезл правления", указ о печатании объявил архимандрит Дионисий Грек "с товарищи". Тираж по указу 1200 экз. Работы велись на 8-ми станах.

    "Жезл правления" - одна из самых знаменитых русских печатных книг 17 в. Ее стали цитировать и обсуждать сразу же после выхода. Церковный собор провозгласил, что она написана "из чистаго сребра Божия слова". К ней продолжали обращаться и в течение 18 в.

    Причина популярности "Жезла правления" состоит в том, что "Жезл" был главной официальной книгой, обличавшей взгляды раскольников. Исторические обстоятельства сложились в России так, что здесь к середине 17 в. в связи с никоновской реформой государственной церкви главнейшей задачей правительственной идеологической политики стала борьба с восставшим против этой церкви движением "раскола". На этом пути первым испытанием идеологической "службы" Симеона Полоцкого царю Алексею Михайловичу была его активнейшая литературно-полемическая деятельность в защиту государственной церкви и придворной идеологии.

    В "Жезле правления" ровно сто главок, и каждая из них начинается с афоризмов или содержит афористические выражения, которые отличаются отточенностью формы и подчеркнутостью содержания. Например, "Лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая", что означало не только то, что раскольники "лукавые", но и то, что все плохое неотвратимо рождает плохое же.