Назад

"Дафнис и Хлоя"
ПРЕДИСЛОВИЕ

    Имя Мориса Равеля, замечательного французского композитора, широко известно во всем мире. "Величайшим художником французской музыки... одним из самых великих музыкантов всех времен"... называл Равеля Ромен Роллан.

    Лучшие творения Равеля - такие как "Болеро", "испанская рапсодия", балет "Дафнис и Хлоя" - входят в репертуар ведущих оркестровых коллективов и театров. Его симфоническое и камерно-инструментальное наследие относится к высшим достижениям французской музыкальной культуры нашего времени. Художник необычайно тонкого, обаятельного дарования, наследник славных традиций французского музыкального искусства - традиций Куперена и Рамо, Франка и Дебюсси, наконец, убежденный гуманист, стремившийся к светлым, чистым идеалам в искусстве - таков творческий облик Равеля, таковы главные причины неиссякаемой жизненности его музыки.

    Жозеф Морис Равель родился 7 марта 1875 года на юге Франции, в небольшом приморском городке Сибуре.

    Он рос в культурной семье, его родители - Жозеф Равель, инженер-строитель, и Мария Делуар, образованная женщина из старинного баскского рода, мечтали о музыкальной карьере сына. Поступив в 1889 году в Парижскую консерваторию, Равель в течение долгих лет совершенствуется у признанных авторитетов своего времени. Среди его учителей - пианист Ш. Берио, профессор гармонии Э. Лессар, профессор Андре Жедальж, у которого Равель занимается контрапунктом, и, наконец, его руководитель по классу композиции Габриель Форе.

    Музыкальные симпатии молодого Равеля весьма разнообразны это, конечно, Дебюсси, затем немецкие романтики, Лист и, наконец, русские композиторы, члены "Могучей кучки", творчество которых оказало значительное влияние, как на Дебюсси, так и на Равеля.

    По окончании консерватории начинается интенсивная творческая деятельность Равеля В течение десяти лет - с 1905 по 1914 год - им был создан ряд блистательных сочинений, которые в короткий срок принесли автору самую широкую известность, среди них "Отражения" (1905), пять нежно-трепетных акварелей для фортепьяно и "Призраки ночи" (1908), обогатившие, по словам известного французского пианиста А. Корто, репертуар пианистов… "удивительнейшим образцом инструментальной изобразительности, который когда-либо создавали композиторы" Здесь же виртуозная по оркестровому мастерству "Испанская рапсодия" (1907) и вокальный цикл "Естественные истории"(1906), объединивший пять романсов на слова Ж. Ренара. 1907-м годом датируется одноактная комическая опера "Испанский час".

    Несколько позднее было завершено центральное произведение описываемого периода - балет "Дафнис и Хлоя" (1909-1912 гг.). Кроме того, в этом десятилетии творческой жизни Равеля были созданы замечательные фортепьянные циклы "Сказки матери гусыни" (1908) и "Благородные и сентиментальные вальсы" (1911); на основе музыки первого цикла был написан известный балет"Сон Флорины" (1912). Далее, в 1914 году было создано замечательное фортепьянное трио, возникшее в результате обращения композитора к баскскому музыкальному фольклору.

    Первая мировая война надолго оторвала Равеля от музыки. Болезненный, хрупкого сложения человек, он все же не жалеет сил, стремясь попасть в действующую армию. Годы фронтовой жизни, сопряженные со множеством лишений, ужасы войны, смерть близких-все это сказалось в работах Равеля 20 - 30-х годов. Композитор заметно эволюционирует в сторону большей строгости и ясности мышления, большей простоты и доступности музыкальной речи.

    Вместе с тем именно в послевоенные годы усиливается воздействие на творчество Равеля традиций французского музыкального классицизма. Одновременно все чаще обращается он к народно-песенным истокам своей страны, столь же часто и охотно - к испанскому и баскскому музыкальному фольклору

    Среди сочинений Равеля 20-х гг.- широко известный оркестровый Вальс ("Хореографическая поэма", 1920), вокальный цикл на слова Э. Парни "Мадагаюкарские песни" (1926) и рапсодия "Цыганка" для скрипки с оркестром (1924) Тут же очаровательная опера-балет "Дитя среди чудес"(1925), где Равель обращается к издавна пленявшим его сказочным мотивам; с беспримерным совершенством инструментует он "Картинки с выставки" Мусоргского (1922) -композитора, особенно горячо им любимого и почитаемого. В 1928году было создано знаменитое "Болеро", которое С. Прокофьев назвал "чудом композиторского мастерства". Позднее (1929-1931) почти одновременно были сочинены два фортепьянных концерта.

    Творческий путь Равеля замыкают "Три песни Дон Кихота к Дульцинее" (1932). Неосуществленными остались замыслы нового балета и оперы; была лишь начата инструментовка "Хованщины" Мусоргского. Тяжелое заболевание головного мозга привело, после нескольких мучительных лет, к смерти композитора, последовавшей28 декабря 1937 года.

    Балет "Дафнис и Хлоя" относится к числу творений Равеля, завоевавших композитору мировую славу. Написанный по просьбе русского режиссера С. Дягилева, он предназначался для парижской труппы русского балета, триумфально гастролировавшей во Франции в первые годы нашего столетия. В либретто балетмейстера М. Фокина, который взял за основу древнегреческое сказание, так изложено содержание балета: "...молодой пастух и юная Хлоя любят друг друга... Недалек уже час свадебного торжества, но... прекрасную пастушку похищают пираты. Дафнис безутешен; сжалившись над ним, Пан - бог плодородия и покровитель пастухов - решает помочь несчастным. Он вырывает Хлою из рук разбойников и возвращает отчаявшемуся жениху; балет завершается ослепительной сценой празднества - пастухи и пастушки славят великого бога"...

    Первые эскизы балета относятся к 1909 году, окончательная его редакция была готова к апрелю1912 года. "Я не был особенно озабочен поисками в области археологии,- говорил Равель. - Моей задачей было найти соответствие тому образу древней Греции, который витал предо мной в моих сновидениях и который весьма близок образу Греции, каким он являлся воображению французских художников конца XVIII века".

    Пышная декоративность оркестрового "письма, богатство тембров, сказочная роскошь живописных средств и тончайшая колористичность - отличительные особенности партитуры "Дафниса". Однако для музыки Равеля характерно и другое - четкость, уравновешенность композиции, стройность архитектоники. Называя балет "хореографической симфонией" в трех частях, Равель указывал: "Сочинение построено согласно симфоническому принципу, по весьма строгому тональному плану, при помощи небольшого количества мотивов, развитие которых обуславливает симфоническую однородность целого..."

    Первая постановка балета, состоявшаяся 18 июня 1912 года в театре Шатле (Дафниса танцевал В. Нижинский, Хлою - Т. Карсавина), имела огромный успех у парижской публики. Выражая общее мнение присутствовавших на премьере, известная французская газета "Фигаро" писала: "Все были ослеплены Морисом Равелем... Музыка его покоряет не только своей динамикой и новизной, но и мягкостью, свежестью, нежностью, которые так гармонируют с сюжетом".

    Советскому слушателю балет "Дафнис и Хлоя"известен по двум симфоническим сюитам, включающим в" себя лучшие страницы сочинения. Первая сюита состоит из трех частей: это "Ноктюрн","Интерлюдия" и "Воинственный танец". Особую популярность завоевала Вторая сюита, известная в интерпретации лучших дирижеров современности. Нежная, светлая пастораль "Восход солнца",грациозная "Пантомима", живописующая встречу влюбленных, наконец, "Общий танец", темпераментный, захватывающий своим неумолимо стремительным движением - таково содержание сюиты, которая основана на музыкальном материале третьей картины балета.

Г. Цыпин