Новое здание Национальной библиотеки Беларуси

РУССКИЙ

АНГЛИЙСКИЙ
НББ
Технико-экономические показатели
Архитектурное решение
Проектируемые показатели читательских мест
Функциональные зоны
Проектируемые показатели фондов и штата
Схема размещения структурных подразделений
Месторасположение в Минске
НББ как республиканский информационный центр
Нормативно-правовые основы
Материально-техническая база
Формирование информационных ресурсов
Обслуживание пользователей
Инновационный проект (центр Hi-tech технологий XXI века)
Научно-исследовательская деятельность
Финансово-экономические основы функционирования
ФОТОГАЛЕРЕЯ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
КОНТАКТ
ССЫЛКИ
   
  Untitled Document Реализация задач, стоящих перед НББ на этапе информационной трансформации нашего общества, требует современной материально-технической базы. В соответствии с заданием на проектирование новое здание НББ должно обладать следующими характеристиками:
  • общая площадь здания - 112 670 кв. м;
  • высота здания - 72 м;
  • объем фондохранилища - 14 млн. единиц хранения;
  • количество читальных залов - 20;
  • количество читательских мест - 2 000;
  • количество АРМ пользователей и сотрудников - 1500;
  • штат - 1 000 сотрудников. Анализ проекта строительства нового здания НББ с позиций системного подхода позволяет выделить в нем следующие подсистемы (проекты):
  • строительный;
  • инженерный;
  • технологический;
  • дизайн-проект;
  • социальный. Каждую из названных подсистем можно рассматривать как самостоятельный проект. Вместе с тем все они находятся в тесной взаимосвязи, и ни один из них не может быть осуществлен без учета целей и результатов реализации других проектов

Строительный проект


Целью строительного проекта является возведение архитектурного комплекса в соответствии с заданными технико-экономическими параметрами. Внешний облик здания представляет собой находящийся на подставке (стилобате) алмаз (высотная часть), символизирующий ценность знаний и бесконечность познаваемого мира.

Высотная часть здания предназначена для фондохранилища. В ней на 20-ти этажах общей площадью около 35 тыс. кв. м предполагается разместить 14 млн. единиц различных видов документов. Фондохранилище по форме приближено к шару диаметром в 60 м. Это обеспечит как компактность хранения, так и оперативность доставки документов. Расположение фондохранилища является оптимальным с климатической точки зрения, т.к. высотное хранение имеет определенные преимущества по сравнению с подземным. По периметру высотной части разместятся коридоры, создающие двойную прослойку между хранилищем и внешней средой, что создаст эффект термоса и позволит даже при большом солнечном обогреве летом или низких температурах зимой поддерживать постоянную температуру внутри помещения при минимальных энергетических затратах.

Стилобат представляет собой трех-четырехэтажный ступенчатый объемный подиум диаметром в 200 м. В нем разместятся помещения, предназначенные для обслуживания пользователей и работы персонала. Зона обслуживания и помещения для персонала отделены друг от друга и располагают самостоятельными входами и системами охраны. В соответствии с проектом в здании НББ будет создано 20 залов, рассчитанных на 2 тыс. посадочных мест. Благодаря большому периметру здания, а также внутренним дворикам и световым колодцам, в читательской зоне и в помещениях для персонала предусмотрено естественное освещение, ограничен доступ прямых солнечных лучей к рабочим местам. Это должно обеспечить защиту книг и других документов от света, создать комфортные условия для считывания информации с мониторов, а также облегчить нагрузку на зрение.


Инженерный проект

Инженерный проект должен базироваться на современных принципах построения систем жизнеобеспечения зданий. Применение данного подхода должно быть направлено на достижение высокой социально-политической и экономической эффективности строящегося объекта. Внешний облик здания, насыщенность его инженерным оборудованием должны стать наглядным примером достижений современной инженерной мысли и возможностей ее практического воплощения в стиле "хай-тек" в здании НББ. Применение современных инженерных решений должно быть направлено на значительную экономию трудовых и энергетических ресурсов в процессе многолетней эксплуатации здания.

Целью инженерного проекта является создание "интеллектуального здания" (ИЗ), т.е. здания, оснащенного современным инженерным оборудованием, объединенным в единый комплекс, который позволит управлять всем жизнен-ным циклом существования объекта и его подсистемами как единым целым, здания способного приспосабливаться к изменениям окружающей среды, инженерные системы которого способны обеспечить адаптацию к возможным изменениям в будущем. В основу его проектирования должна быть заложена открытая распределенная архитектура, отличающаяся повышенной надежностью и позволяющая легко интегрировать в единую систему и обеспечивать взаимосвязь, согласование и оптимизацию отдельных элементов.

Все системы ИЗ предназначены для обеспечения:
  • комфортных и безопасных условий работы посетителей и сотрудников библиотеки;
  • необходимых условий хранения и сохранности фондов и оборудования;
  • контроля доступа в помещения в зависимости от зон здания и приоритетов;
  • рационального расходования финансовых средств по обслуживанию здания.
По сравнению с автономными системами комплексная система ИЗ имеет следующие преимущества:
  • существенная экономия на кабельных сетях и сетевом оборудовании;
  • снижение энергопотребления и повышение надежности всей системы;
  • повышение оперативности управления объектом;
  • графическое представление информации о состоянии систем и оборудования на различных уровнях (объектовом, зональном, адресном);
  • снижение трудозатрат эксплуатационных и диспетчерских служб;
  • обеспечение необходимого взаимодействия систем;
  • снижение вероятности возникновения страховых случаев;
  • "открытость" комплекса, обеспечивающая возможность его наращивания и использования оборудования разных производителей.
При этом необходимо учитывать, что:
  • удельная стоимость "квадратного метра интеллекта" находится в обратной зависимости от размеров проекта, в то время как стоимость управления им "вручную" - в прямой;
  • совокупная стоимость здания представляет собой сумму затрат на строительство и эксплуатационных затрат в течение всей "жизни" здания.
Основными элементами "интеллектуального здания" НББ являются следующие системы:
  • отопления, холодоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • водоснабжения и канализации;
  • энергоснабжения (рабочего и аварийного);
  • пожарной безопасности (пожарная сигнализация, контроль загазованности, оповещение о пожаре, пожаротушение и т.п.);
  • безопасности (контроль доступа, видеонаблюдение, защита имущества от краж, порчи и т.п.);
  • освещения помещений (рабочее, дежурное, аварийное);
  • наружного освещения (ландшафтное, декоративное), в т.ч. лазерной подсветки;
  • телевидения, радиофикации, телефонии;
  • пассажирских и грузовых лифтов и других внутрибиблиотечных транспортных систем (кроме системы доставки документов);
  • централизованного пылеудаления.

Система отопления, холодоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха

Под данной системой понимается совокупность мероприятий и устройств, используемых при организации отопления, холодоснабжения, воздухообмена и кондиционирования для обеспечения заданного состояния температуры и состояния воздушной среды в помещениях и на рабочих местах в соответствии со СНиП (строительными нормами и правилами). Система предназначена для поддержания допустимых метеорологических параметров и создания комфортных условий для хранения фондов и работы персонала и посетителей библиотеки, а также для удаления вредных веществ, образующихся в закрытом помещении - углекислого газа, пыли, и др. и притока свежего воздуха.


Система водоснабжения и канализации

Система водоснабжение должна обеспечить забор, подготовку, подачу и распределение воды для нужд, связанных с обслуживанием здания. Система канализации предназначена для отвода фекальных и ливневых вод.


Система энергоснабжения (рабочего и аварийного)

Система энергоснабжения должна создать условия для надежного бесперебойного обеспечения библиотеки электроэнергией, производить учет ее потребления, вести статистику, передавать информацию на диспетчерские пункты, осуществлять подачу электроэнергии по различным программам, обеспечивая тем самым ее рациональное потребление. Запитывание здания должно осуществляться от нескольких независимых источников энергоснабжения. В библиотеке необходимо установить дизель-генератор, а для особо ответственных зон, как например, серверный пул, телефонная станция и т.п. установить источники бесперебойного энергоснабжения.


Система безопасности (контроль доступа, видеонаблюдение, защита имущества от краж, порчи и т.п.)

Система безопасности (СБ) должна обеспечивать надежную защиту жизни и здоровья посетителей и персонала, материальных и информационных ресурсов, находящихся в зданиях и на территории библиотеки, от различных видов внешних и внутренних угроз. СБ должна строиться исходя из принципа обеспечения максимальной безопасности. Элементы СБ (прежде всего система видеонаблюдения) выполняют и профилактическую функцию, поэтому они должны явно "присутствовать" в потенциально наиболее опасных зонах библиотеки.

Система видеонаблюдения предназначена для обеспечения непрерывного видеоконтроля за обстановкой в помещениях общего назначения - холлах, читальных залах, музеях, конференц-зале, входах-выходах в рабочие зоны (зоны, закрытые для посетителей библиотеки), на автостоянке, по периметру здания и на смотровой площадке книгохранилища.

Система обеспечивает:
  • просмотр на мониторах изображения с видеокамер;
  • запись видеоинформации по событиям и тревогам;
  • архивацию записанной видеоинформации;
  • просмотр записанной видеоинформации.
Запись видеоизображения от камер осуществляется на видеосервера, позволяющие вести запись видеоинформации с необходимой скоростью. Видеоданные записываются на дисковые накопители по принципу ленты, замкнутой в кольцо, когда текущие данные заменяют самые старые. В результате видеоданные никогда не переполняют дискового пространства, не требуют ручной замены накопителей и практически исключают необходимость вмешательства человека в работу системы.

Видеозапись имеет возможность:
  • одновременная запись и воспроизведение;
  • мгновенный поиск видеозаписей по номеру канала, дате и времени;
  • одновременное обслуживание десятков видеоканалов на одном компьютере;
  • кодирование видеоданных в закрытом формате;
  • автоматическое реагирование на сигналы тревоги охранной сигнализации;
  • автоматическое распознавание движения в заданной зоне наблюдения, что позволит организовать автоматическую запись изображения по событиям с предысторией.



Система пожарной безопасности (пожарная сигнализация, контроль загазованности, оповещение о пожаре, пожаротушение и т. п)

Автоматизированные системы пожарной безопасности должны быть интегрированы на единой технической, программной и информационной базе с другими объектовыми автоматизированными системами безопасности (охраны, управления доступом, информационной безопасности, защиты от терроризма и др.) и инженерного обеспечения (оперативной связи, электроснабжения и др.). Особое внимание должно уделяться автоматизации дымоудаления и эвакуации людей из горящих помещений. Система пожерной безопасности должна включать следующие подсистемы:

1. автоматизированная подсистема предотвращения пожаров на объекте должна обеспечивать решение задач по установлению предпожарных режимов функционирования электрооборудования, приборов, вычислительной техники; управление профилактическими противопожарными мероприятиями;

2. автоматизированная подсистема противопожарной защиты объекта должна обеспечивать управление системами и средствами обнаружения пожаров, пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и эвакуации людей из горящих помещений;

3. автоматизированная подсистема общего назначения должна обеспечивать решение задач по противопожарной подготовке персонала объектов, взаимодействию с городской пожарной охраной, другими объектовыми и городскими системами и службами безопасности;

4. подсистема информационного обеспечения АСПБ объекта должна содержать необходимый банк данных (базу данных и СУБД) по нормативным, справочным, методическим материалам; текущую информацию о состоянии пожарных извещателей, установок пожаротушения, огнетушащих и других технических средств пожарной безопасности; информацию, поступающую из других систем безопасности;

5. подсистема программного обеспечения должна включать совокупность компьютерных программ, необходимых для автоматизированного решения задач по обеспечению пожарной безопасности объекта, описания программ, инструкции по их эксплуатации. Специальные программы должны обеспечивать периодический опрос пожарных извещателей, датчиков падения давления в установках пожаротушения, датчиков падения напряжения в установках пожарной автоматики;

6. подсистема технического обеспечения должна включать необходимые аппаратные средства сбора, хранения, поиска, подготовки, обработки, отображения и передачи информации, используемой для автоматизированного решения задач по обеспечению пожарной безопасности объекта;

7. подсистема организационно-правового обеспечения должна включать совокупность нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность персонала АСПБ, объекта в соответствии с действующими нормативными требованиями к содержанию документов по организационному обеспечению.


Система освещения помещений

Предназначена для обеспечения оптимальных условий освещения всех помещений библиотеки в рабочем, дежурном и аварийном режимах. Эффективное использование энергоресурсов и их экономия в данном случае могут быть достигнуты только путем применения системы управления и регулирования электрическим освещением, которая обеспечивает:
  • уменьшение общего электропотребления в постоянно работающей системе искусственного освещения при использовании высокоэффективных источников света, электронных цифровых пускорегулирующих аппаратов, световых приборов;
  • снижение коэффициента запаса за счет автоматической подстройки уровней освещенности для компенсации потери световой отдачи ламп в процессе старения и загрязнения;
  • использование естественного регулируемого освещения (рольставни) с автоматическим изменением количества и качества дополнительного источника освещения в совмещенных системах освещения, при котором каждый из светильников синхронно перестраивает световой поток ламп в соответствии с изменением наружной освещенности;
  • снижению освещенности в помещениях, когда они не используются.



Система наружного освещения

Система наружного освещения включает ландшафтное и декоративное освещение, в т.ч. лазерную подсветку.


Система телевидения, радиофикации, телефонии

Учрежденческая автоматическая телефонная станция (УАТС), кроме традиционных функций АТС, должна также выполнять функции:
  • селектора;
  • электронной визитной карточки;
  • равномерного распределение вызовов;
  • идентификации и представления вызывающих линий;
  • прямого вызова внутреннего абонента;
  • редактируемых текстовых сообщений;
  • передачи голоса и данных;
  • организации видеоконференции как с внутренними, так и с внешними абонентами;
  • организацию системы громкого оповещения и радиопоиска;
  • передачи разговора с абонентом от одного оператора другому.
Система должна быть построена по модульному принципу и располагать возможностями агрегатного наращивания до 1 тыс. абонентов, обеспечивать автоматическую диагностику работоспособности узлов и функциональных блоков станции с оптической и акустической сигнализацией о повреждениях и возможностью вывода указанной информации на печать. УАТС должна обладать возможностями гибкого программирования персональных и системных справочников скоростного набора, многофункциональности системных аппаратов, кнопками прямого доступа, автоматическим повтором номера и автонабора.

Одно из отличительных особенностей современных УАТС - это наличие микросотовых систем стандарта DECT (беспроводная связь в помещении по аналогии сотовой связи) и конференц-связи.

Ключевые работники библиотеки, начиная от заведующих отделами и выше должны быть обеспечены сотовой корпоративной связью. Система радиофикации предназначена для трансляции радиосообщений, передаваемых по проводной сети, в т.ч. системы ГО и сети радиосигналов в диапазоне длинных, средних, коротких и ультракоротких волн.

Система телевидения Национальной библиотеки Беларуси как главного общедоступного информационного и социокультурного центра должна обеспечивать доступ посетителям не только к широко транслируемым в республике телеканалам, но и к телеканалам зарубежных стран, транслируемым через спутники, расположенные на геостационарной орбите, и другие системы связи.

Кроме того, необходимо обеспечить с помощью телевидения проведение телеконференций и реализацию обучающих программ (дистанционное образование, лекции, семинары, тренинги и т.п.).



Система пассажирских и грузовых лифтов и других внутрибиблиотечных транспортных систем

Система пассажирских и грузовых лифтов предназначена для перемещения людей и грузов в здании библиотеки в вертикальной плоскости. Панорамный лифт предназначен для посещения смотровой площадки библиотеки расположенной на крыше книгохранилища.



Система централизованного пылеудаления

Система централизованного пылеудаления предназначена для уборки помещений. Она обладает предельно высокой степенью очистки воздуха и предотвращает попадание сора и пыли обратно в помещение, облегчает и ускоряет процесс уборки. Ее многофункциональность позволяет бережно очищать предметы интерьера, продлевая срок их службы. Система представляет собой встроенные в стены здания специальные розетки, систему трубопроводов и силовой агрегат, расположенный вне рабочей зоны.


Технологический проект


Цель технологического проекта – создание комплекса информационно-технологических систем (КИТС), обеспечивающего выполнение всех библиотечно-информационных технологических процессов и операций НББ.

Комплекс информационно-технологических систем состоит из 14-ти систем, включающих соответствующее техническое, сетевое, программное, и информационно-лингвистическое обеспечение.

1. Автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС)

Система обеспечивает интегрированную автоматизацию библиотечных процессов в соответствии с современными возможностями информационных технологий.

Подсистемы АБИС:
  • Комплектование фондов. Обеспечивает формирование заказов документов, регистрацию поступающих в фонды документов, штрих-кодирование документов, ведение индивидуального и суммарного учета документов, списание документов (завершение процесса списания, инициированного при работе с документами в фондах), перемещение документов, расчеты с бухгалтерией.
  • Каталогизация. Обеспечивает формирование библиографических записей, а также редактирование и доработку записей, созданных на этапе комплектования, импортированных библиографических записей из внешних источников, создание предварительных авторитетных записей, индексирование документов.
  • Аналитико-библиографическая деятельность. Обеспечивает выполнение аналитической росписи документов, создание, редактирование или импорт библиографических и авторитетных записей обработанных документов, формирование тематических, библиографических и фактографических баз данных, формирование библиографической продукции.
  • Обслуживание пользователей. Обеспечивает формирование банка данных пользователей, в т.ч. удаленных, банка данных заказов, обеспечивает поиск документов и формирование заказов, выдачу и возврат документов, организацию индивидуального абонемента.
  • Организация и хранение фондов. Обеспечивает прием документов в фонд, прием и обработку заказов в хранилищах, ведение очереди заказов, выдачу документов из хранилищ, возврат документов в хранилища, сверку документов, перемещение и списание документов с формированием необходимой служебной информации на документы.
  • Межбиблиотечный абонемент (МБА) и международный межбиблиотечный абонемент (ММБА), справочно-библиографическое информирование. Обеспечивает формирование банка данных абонентов МБА (ММБА), абонентов справочно-библиографического информирования, банка данных заказов, выполнение электронной доставки документов.
  • Формирование и ведение банка данных авторитетных/нормативных записей. Обеспечивает формирование авторитетных записей для всех вербальных поисковых элементов, подлежащих авторитетному контролю, организует их использование в технологии каталогизации документов и поиска в электронном каталоге НББ.
  • Формирование и ведение банка данных музейных экспонатов. Обеспечивает накопление и обработку информации о различных музейных экспонатах библиотеки.
  • Сопровождение нормативно-справочной информации (НСИ). Обеспечивает сопровождение локальных справочников, обеспечивающих удобство ввода и обработки информации в системе.
  • Формирование статистических и иных отчетов. Подсистема формирования статистических и иных отчетов обеспечивает формирование всех необходимых в процессе функционирования АБИС отчетов на основании обработки информации банков данных с предоставлением возможности сохранения отчетов в виде файлов, вывода их на печать.
  • Конвертирование данных. Обеспечивает конвертирование информации базах данных, ведущихся в НББ, в соответствующие базы данных проектируемой АБИС.
  • Администрирование АБИС. Обеспечивает выполнение комплекса работ по базовой настройке операционной системы, настройке и управлению файловой системы, установке/конфигурированию/удалению средств поддержки сетевых и транспортных протоколов и.т.д.
2. Интернет-портал

Обеспечивает доступ удаленных пользователей к ресурсам НББ и другим библиотечно-информационным учреждениям Беларуси и зарубежных стран, включает систему удаленного заказа и электронной доставки документов. По мере построения и развертывания internet-портал библиотеки должен стать общедоступным национальным узлом сети Интернет и глобальным центром информационных ресурсов и сервиса страны.

Проектное количество информационных страниц портала - 400 000-500 000 единиц, в активном использовании может одновременно находиться 20-25% элементов.

Расчетная посещаемость – около 20 000 посетителей в сутки.

Гарантированная скорость выходного потока данных не менее 100 кБайт/с, одновременная обработка не менее 100 запросов в секунду.

Портал должен обеспечивать присутствие НББ во всемирной сети Интернет в режиме 24 часа в сутки 365 дней в году (требуемый уровень готовности 99.999%).


3. Система национальной библиографии, корпоративной каталогизации и СЭК

Система обеспечивает создание и ведение в Беларуси объединенного массива библиографических записей общего пользования. Реализация указанной системы позволит осуществить одноразовую каталогизацию документов, поступивших в любую библиотеку страны, и многоразовое использование созданных библиографических записей всеми участниками системы, повысит качество каталогизации, сократит затраты на поиск необходимых документов для пользователей.

4. Система формирования национальной базы данных авторитетных/нормативных записей

Обеспечивает создание и ведение национальной базы данных нормативных записей на имена лиц, коллективов, предметов, унифицированных заглавий, географических наименований.

5. Система создания электронных копий документов

Система обеспечивает ретроспективную конверсию карточных каталогов с целью предоставления пользователям доступа к библиографическим записям на весь фонд документов библиотеки. Посредством создания графических образов раритетных документов (рукописей, старопечатных и редких книг), перевода в электронную форму фонда печатных изданий, виниловых дисков, аудиокассет, видеокассет, микрофиш, микрофильмов планируется создание банка данных электронных копий документов НББ и формирование национальной электронной библиотеки страны.

6. Система хранения документов

Система представляет комплекс мобильного и стационарного стеллажного оборудования, каталожных шкафов, обеспечивающих рациональное размещение и хранение документов в высотном хранилище и фондах читальных залов библиотеки.

7. Система доставки документов

Система представляет комплексное решение использования автоматизированных и традиционных технических средств транспортировки документов внутри здания библиотеки. Среди них: автоматизированная транспортная система типа “телелифт”, реверсивная конвейерная система, механические и электрифицированные тележки.
Автоматизированная система типа “телелифт” позволит в максимально короткие сроки обеспечить доставку заказанных пользователями документов из высотного хранилища на кафедры выдачи документов читальных залов библиотеки.

8. Система идентификации и обеспечения сохранности фондов

Система обеспечивает защиту документов от несанкционированного выноса из библиотеки посредством маркировки документов специальными маркерами и установки детекторных панелей в контрольно-пропускных местах библиотеки.

9. Система реставрации и консервации

Система обеспечивает санитарную обработку, переплет, консервацию и реставрацию документного фонда НББ.

10. Система редакционно-издательской деятельности

Система обеспечивает подготовку, редактирование, оформление и издание печатных и электронных документов, выпуск сувенирной продукции библиотеки. В рамках системы предполагается организация центра печати, обеспечивающего эффективную и экономичную полноцветную и черно-белую печать.

11. Система обеспечения работы пользователей с электронными, аудиовизуальными документами, микрофишами и микрофильмами

Система обеспечивает работу пользователей с электронными документами (в т.ч. представленными на CD, DVD-дисках различных форматов), виниловыми дисками, аудиокассетами, видеокассетами, микрофишами и микрофильмами. Система предполагает оснащение читальных залов библиотеки современным оборудованием, позволяющим осуществлять сканирование и копирование пользователями документов, печать с электронных копий, просмотр и формирование электронных копий документов с микрофиш и микрофильмов.

12. Система обучения и презентационный центр

Обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала НББ и других библиотек республики, выполнение научно-исследовательских и научно-методических работ, проведение стационарного и удаленного (дистанционного) обучения пользователей библиотеки, а также организацию разнообразных презентаций.


13. Автоматизированная система управления библиотечной
деятельностью (АСУБД)

Система обеспечивает комплексную автоматизацию процессов планирования и учета библиотечной деятельности, ведения бухгалтерского учета, договоров и платных услуг, ведение планово-экономической деятельности, управление персоналом, организацию документооборота.

14. Система администрирования и управления локальной
вычислительной сетью (ЛВС)

Система обеспечивает централизованное управление учетными записями пользователей всей внутренней ЛВС НББ, глобальной политикой безопасности, разграничением прав доступа к ресурсам и устройствам совместного пользования, резервирование служебной информации, касающейся конфигурации системы администрирования и управления ЛВС. Специализированные системы и подсистемы КИТС могут частично принимать на себя функции управления ресурсами (на локальном уровне), сохраняя подчинение системе администрирования и управление ЛВС.

Дизайн-проект

Целью дизайн-проекта является внешнее и внутреннее оформление библиотеки в едином стиле. Дизайнерские решения проекта направлены на достижение единства технологического и эстетического образа нового здания НББ.

Здание НББ разместится на главной транспортной магистрали белорусской столицы - проспекте Ф.Скорины, в уникальной ландшафтной зоне с особыми водной и парковой системами. Благодаря этому здание библиотеки одной стороной будет выходить непосредственно на набережную, а с других - окружено парком. К парковой зоне будут примыкать деловой центр, гостиничный и культурно-развлекательный комплексы, которые разместятся рядом с библиотекой. Необходимо также радикально изменить внешний облик жилого микрорайона, расположенного напротив НББ. Для обеспечения гармонии "алмаза" с окружающей зеленой зоной он будет выполнен из теплоотражающего стекла. В колорите верхней части фондохранилища запланировано преобладание теплых золотисто-серебряных тонов, а внизу наиболее выразительным будет нейтральный белый свет.

Оформление стилобата необходимо выполнить в едином стиле с высотной частью здания. Внутреннее оформление библиотеки надо осуществить на базе единых подходов в соответствии с требованиями и особенностями фирменного стиля НББ и функционального назначения помещений. Интерьеры здания следует украсить художественной росписью, металлокерамикой и витражами, развивающими оформление фасада. Над вторым и третьим этажами запланировать подвесные галереи. Окна всех залов библиотеки будут выходить на парковую зону и ландшафтные дворики со специально подобранными растениями различной цветовой гаммы. В сочетании с искусственным освещением это обеспечит особый световой колорит во внутреннем пространстве библиотеки. С целью максимально возможного освещения помещений естественным светом при планировке необходимо использовать световые рекреации, предусмотрев декоративно-ландшафтное оформление внутренних двориков. Построение интерьеров должно осуществляться с учетом обеспечения комфорта и парадности. Одним из требований является удобство и понятность ориентации и перемещения читателей и сотрудников. Поэтому обязательной частью художественного и декоративного оформления должна стать визуальная информация, ориентирующая читателей в здании.

Оформление библиотеки должно отвечать следующим требованиям:
  • использование национальной символики, мотивов белорусской культуры и славянской письменности;
  • гармоничное сочетание искусственных и естественных материалов для отделки интерьеров;
  • создание особого светового колорита во внутреннем пространстве библиотеки за счет сочетания естественного света с искусственным освещением;
  • обеспечение психологического комфорта посредством использования ландшафтного оформления.
Необходимо разработать фирменный стиль библиотеки, включающий:
  • единую выразительную цветовую гамму, используемую в интерьерах (стены, мебель, визуально-справочная информация и т.д.) с возможностью применения этой гаммы в информационной, рекламной и другой продукции библиотеки;
  • оригинальный шрифт для справочно-ориентирующей и иной визуальной информации как внутри библиотеки, так и снаружи;
  • специальные атрибуты для внешнего и внутреннего оформления, исполненные в едином ключе;
  • наличие в декоративном и художественном оформлении тематики, связанной с жизнью и деятельностью белорусских просветителей - Франциска Скорины, Евфросиньи Полоцкой, Симеона Полоцкого, а также отражающей ценность национального книжного наследия и преемственность развития различных источников информации - от рукописных книг до электронных носителей;
  • оригинальный дизайн выставочного оборудования для музея книги и музея библиотеки, а также декоративное оформление помещений музеев.
Социальный проект
Цель социального проекта - создание благоприятных и комфортных условий для реализации производственных, досуговых и творческих потребностей пользователей НББ и ее персонала.

Для достижения этой цели в библиотеке необходимо создать социокультурный центр (СКЦ), основной задачей которого будет обеспечение культурно-досуговой деятельности посетителей библиотеки.

Основными элементами СКЦ станут:
  • смотровая площадка;
  • многофункциональный конференц-зал;
  • центр деловых встреч и переговоров, пресс-центр;
  • центр правовой информации;
  • интернет-центр;
  • музейный комплекс;
  • художественная галерея;
  • выставочные павильоны технологий "Hi-tech";
  • комплекс специализированных залов по литературе и искусству;
  • зоны рекреации;
  • детская игровая комната;
  • центр компьютерных игр и виртуального туризма;
  • условия для обслуживания лиц с ограниченными возможностями;
  • кафе и ресторан;
  • спортивно-оздоровительный комплекс;
  • салон красоты;
  • паркинг.
Основными элементами социального проекта для персонала должны стать:
  • комфортные автоматизированные рабочие места;
  • помещения для отдыха персонала;
  • медпункт;
  • комплекс жилых зданий.
Смотровая площадка будет располагаться на крыше высотного книгохранилища на высоте 72 м. Площадка предназначена для осмотра панорамы г. Минска и окрестностей (по образу телебашен). Ее необходимо оборудовать скоростным смотровым лифтом, приборами для приближения.

Конференц-зал на 550 мест предназначен для проведения презентаций, конференций, семинаров, театральных постановок, концертов и кино-видеопоказов. Его необходимо снабдить современной мебелью, оборудованием для синхронного перевода, мультимедийным видеопроектором, плазменной панелью, современной звукосветотехникой, цифровыми микрофонами.

Центр деловых встреч, переговоров, пресс-центр предназначен для проведения официальных встреч, конференций, заседаний, симпозиумов пресс-конференций и т.п. Его необходимо оснастить техникой, позволяющей проводить подобные мероприятия: оборудованием для синхронного перевода, для видеозала, светопроекционным оборудованием, звукоаппаратурой и оборудованием для радиоузла, усилительными установками.

Центр правовой информации планируется для проведения юридических консультаций для пользователей с привлечением представителей Республиканской коллегии адвокатов, студентов юридических факультетов. Его необходимо оснастить 20-ю автоматизированными рабочими местами, включающими компьютеры, сканеры, принтеры и обеспечивающими доступ в Интернет.

Интернет-центр
предназначен для проведения тренингов с использованием интернет-технологий для различных категорий пользователей, а также для многоаспектного поиска информации в мировой информационной сети. Его необходимо оснастить 20-ю автоматизированными рабочими местами.

Музейный комплекс будет включать музей книги, музей библиотеки и музей развития науки и культуры. Музей книги предназначен для ознакомления посетителей с развитием белорусского книгопечатания в контексте мировой истории книги, современных тенденций мировой и отечественной издательской деятельности, организации постоянных и временных экспозиций, экскурсионной и научно-исследовательской деятельности. Его необходимо оснастить современным оборудованием (витринами для вертикального и горизонтального размещения экспонатов с внутренним микроклиматом), компьютером, видеопроектором и современной мебелью.

Музей библиотеки позволит знакомить посетителей с историей развития как НББ, так и библиотечного дела Беларуси. Его необходимо оснастить специализированным оборудованием для хранения экспонатов, сканирования, копирования и демонстрации материалов с привлечением для этого компьютерной техники.

Музей развития науки и культуры предназначен для ознакомления посетителей с последними достижениями в области науки и культуры путем организации постоянных и временных экспозиций, экскурсионной и научно-исследовательской деятельности. Его необходимо оборудовать техникой с соответствующим программным обеспечением для предоставления возможности виртуального посещения музеев мира, знакомства с коллекциями, оцифрованными копиями экспонатов, их описанием, проведения поиска по различным параметрам.

Художественная галерея предназначена для проведения выставок художественных произведений отечественных и зарубежных мастеров искусства, презентаций произведений искусства, встреч с выдающимися деятелями в этой области. Галерею необходимо оснастить специальным оборудованием, креплением, подсветками.

Выставочные павильоны "Hi-tech технологий" обеспечат возможность демонстрации и проведения различных презентаций моделей современных достижений мировой и национальной науки, техники и культуры, промышленных образцов, товарных знаков. Этот комплекс необходимо оборудовать новейшими средствами визуализации, плазменной панелью, современной звукосветотехникой.

Комплекс специализированных залов по литературе и искусству, рассчитанных на удовлетворение потребностей как специалистов, так и широких кругов пользователей, будет включать:
  • музыкальную гостиную, оборудованную музыкальным центром для прослушивания музыкальных произведений на различных видах носителей;
  • залы проигрывания музыкальных произведений, оснащенных скрипкой и фортепиано, для индивидуальных и групповых занятий пользователей;
  • видеозал, оборудованный мультимедийным проектором, аппаратурой, создающей эффект объемного изображения (3D-процессор, беспроводные ИК-очки и ИК-излучатели, подключаемые к процессору), что позволит осуществлять просмотр видеофильмов образовательного, просветительного, научно-популярного и художественного характера на различных языках, проводить групповые, мелкогрупповые, семейные просмотры в формате 3 D, DVD и др.;
  • литературная гостиная предназначена для проведения тематических литературных встреч и вечеров. Её необходимо оборудовать мультимедийным видеопроектором, музыкальным центром, экраном для видеопроектора, домашним кинотеатром.

Зоны рекреации предназначены для отдыха и релаксации. Должны быть оборудованы специальной мебелью для отдыха, оснащены аудиоаппаратурой с наушниками, телевизорами, которые обеспечат прием каналов отечественного и зарубежного телевидения. Должна быть предусмотрена также организация зеленых зон и зимнего сада.

Детская игровая комната предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель ее создания – игровые занятия с детьми, специально пришедшими в библиотеку, или с родителями, которые пользуются услугами библиотеки. Игровая комната будет состоять из двух помещений, одно из которых должно быть оборудовано специальной мебелью, игровым оборудованием и различными видами игр, техникой для прослушивания и просмотра аудио- и видеозаписей, соответствующей литературой. Второе помещение должно иметь холодильник, умывальники, шкафы для детской одежды с выдвижными скамьями.

Центр компьютерных игр и виртуального туризма предназначен для образования, воспитания и просвещения детей и взрослых. В центре будут использоваться образовательно-развивающие компьютерные игры на основе новейших психолого-педагогических методик. Он должен быть укомплектован информационным ресурсом, позволяющим осуществлять виртуальное путешествие по странам мира. Кроме того, необходимо наличие выхода в Интернет для предоставления возможности посетителям заниматься киберспортом.

Обслуживание пользователей с ограниченными возможностями будет реализовываться посредством создания условий (специальное оборудование, мебель, документы) для слабовидящих, слабослышащих, лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. категорий. В библиотеке необходимо установить пандусы, специализированные лифты и подъемники, соответствующие автоматизированные рабочие места, аппараты для чтения с увеличением изображения, приобрести необходимые виды документов (озвученные книги, книги, написанные шрифтом Брайля и др.), в читальных залах организовать удобные места для инвалидов-колясочников, предусмотреть специальный гардероб.

Кафе и ресторан предназначены для обеспечения питания и отдыха. При их создании необходимо учитывать особенности национального стиля (оформление, одежда, музыка). Меню должно быть ориентировано на белорусскую кухню.

Спортивно-оздоровительный комплекс будет предназначен для индивидуальных и групповых занятий физической культурой как пользователей, так и сотрудников. Он должен включать тренажерный зал на 25 человек, массажный кабинет, парную, комнату отдыха, солярий.

Салон красоты будет включать залы парикмахерской, маникюра, педикюра.

Паркинг предназначен для обеспечения сохранности личного автотранспорта как посетителей, так и сотрудников библиотеки.

СКЦ будет взаимодействовать со следующими подразделениями библиотеки:

  • отделом рекламы и связей с общественностью;

  • НИО книговедения;

  • отделом общего обслуживания;

  • отделом обслуживания специализированными фондами;

  • отделом социального развития;

  • отделом официальных документов и др.

Основные элементы социального проекта для персонала:

  • Комфортные автоматизированные рабочие места для персонала, организованные с целью повышения качества и оперативности выполнения производственных процессов. Должны быть оборудованы современными техническими средствами и соответствующей мебелью;
  • Помещения для отдыха персонала предназначены для проведения обеденных и технических перерывов. Должны включать комнаты гигиены, санузлы, душевые кабинки, комнаты отдыха, комнаты принятия пищи. Комнаты отдыха должны быть оснащены телевизорами и аудио и видеотехникой с наушниками, мебелью для отдыха. Комнаты принятия пищи должны быть оснащены холодильниками, печами СВЧ, соответствующей мебелью;
  • Медпункт предназначен для проведения оздоровительных и профилактических мероприятий, своевременного оказания медицинской помощи. Медпункт будет включать стоматологический, акушерско-гинекологический, терапевтический кабинеты, которые необходимо соответственно оборудовать;
  • Комплекс жилых зданий, территориально приближенных к месторасположению библиотеки.


 
© Минск 2003