Новое здание Национальной библиотеки Беларуси

РУССКИЙ

АНГЛИЙСКИЙ
НББ
Технико-экономические показатели
Архитектурное решение
Проектируемые показатели читательских мест
Функциональные зоны
Проектируемые показатели фондов и штата
Схема размещения структурных подразделений
Месторасположение в Минске
НББ как республиканский информационный центр
Нормативно-правовые основы
Материально-техническая база
Формирование информационных ресурсов
Обслуживание пользователей
Инновационный проект (центр Hi-tech технологий XXI века)
Научно-исследовательская деятельность
Финансово-экономические основы функционирования
ФОТОГАЛЕРЕЯ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
КОНТАКТ
ССЫЛКИ
   
  Untitled Document Обслуживание пользователей НББ должно быть направлено на удовлетворение их научных, производственных, учебных, самообразовательных, досуговых и других информационных потребностей посредством обеспечения доступа к национальным и мировым информационным ресурсам как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Организация обслуживания пользователей включает информационно-библиографическое обслуживание, обслуживание документами и их копиями, предоставление социокультурных услуг и должна быть ориентирована на достижение следующих целей:
  • создание равных и комфортных возможностей для пользователей, непосредственно посещающих библиотеку, а также находящихся за ее пределами;
  • обеспечение доступа к полной информации о фондах и коллекциях НББ, других библиотек страны и крупнейших информационных центров мира;
  • обеспечение доступа к документам, хранящимся в библиотеке, и электронному образу документа, находящемуся за ее пределами;
  • оптимальное сочетание традиционно сложившегося библиотечного обслуживания и новаций, обусловленных компьютеризацией основных сфер деятельности общества;
  • координацию деятельности библиотек в сфере информатизации страны.
Реализация перечисленных целей требует решения трех групп задач:

1. В рамках информационно-библиографического обслуживания должны обеспечиваться:
  • сетевой доступ к отечественным и зарубежным электронным информационным ресурсам;
  • справочно-библиографическое и информационное обслуживание посредством электронных каталогов и автоматизированных БД;
  • справочное обслуживание удаленных пользователей по web-формам запросов, размещенных на портале библиотеки (асинхронное обслуживание);
  • цифровое справочное обслуживание удаленных пользователей в режиме реального времени (синхронное обслуживание);
  • выпуск и использование библиотечных карт удаленного доступа к ресурсам НББ;
  • повышение правовой культуры пользователей путем создания специализированных залов правовой информации и документов международных организаций;
  • расширение долгосрочного аналитико-информационного обслуживания коллективных пользователей (фирм и организаций) по проблемам инновационного развития экономики, народного хозяйства, культуры и искусства на договорной основе;
  • обеспечение пользователей информацией о номенклатуре услуг НББ и условиях их предоставления.
2. В рамках обслуживания документами необходимо обеспечить:
  • дифференциацию обслуживания в зависимости от уровня научной квалификации пользователей через систему читальных залов;
  • универсализацию основных читальных залов и слияние подсобных фондов литературы в единый подсобный фонд при сохранении системы специализированных залов при фондах редких книг, картографических изданий, газет, диссертаций и др.;
  • предоставление открытого доступа к литературе активного спроса, документам справочного характера и новым поступлениям;
  • создание условий для работы с документами, требующими специального оборудования (микрофиши, электронные документы, аудиовизуальные издания и т.д.);
  • оперативность выполнения заказов за счет автоматизации технологических циклов и создания электронных кафедр выдачи;
  • организацию доступной системы копирования документов, необходимых посетителям для личного пользования;
  • расширение диапазона дополнительных (платных) услуг;
  • расширение обслуживания документами удаленных пользователей посредством создания службы электронной доставки документов (ЭДД).
В целях повышения эффективности информационно-библиотечного обслуживания населения страны необходимо усилить координацию деятельности отечественных библиотечно-информационных учреждений. Для этого необходимо:
  • создание на базе НББ центра корпоративной цифровой справочной службы, объединяющего библиотеки других уровней и ведомственной подчиненности и функционирующего на основе централизованного приема запросов пользователей и их распределения по типологическим и проблемно-тематическим признакам между библиотеками-участниками;
  • расширение функций НББ как национального центра межбиблиотечного и международного абонемента посредством создания корпоративной службы ЭДД. Решение перечисленных задач сопряжено с разработкой интернет-портала НББ, который должен обеспечить:
  • предоставление информации о библиотеке, национальных и мировых информационных ресурсах общего и специального назначения;
  • возможность проведения видео- и телеконференций;
  • поддержку всех видов взаимодействия с удаленными пользователями, включая использование электронной почты, web-форм, chat-технологий;
  • поддержку единой справочной службы библиотек республики, распределенной БД запросов/ответов, включающей также информацию о взаимодействии "пользователь - библиотека";
  • автоматическую маршрутизацию запросов путем сопоставления метаданных запроса и автоматизированного профиля библиотеки-участницы корпоративной справочной службы;
  • электронную доставку оцифрованных документов из фонда НББ, фондов других библиотек и информационных центров Беларуси на дисплей пользователя в любую точку страны или за ее пределы.
3. В рамках предоставления социокультурных услуг обслуживание посетителей библиотеки должно быть направлено на организацию:

а) культурно-просветительной деятельности:
  • знакомство с достижениями национальной и мировой науки и культуры;
  • популяризация образцов лучших достижений в области культуры, науки и техники, в т.ч. технологий "Hi-tech";
  • ознакомление с народными традициями и обрядами;
  • организация ценностно-ориентирующей деятельности и развитие художественного вкуса и творческого мышления;
  • развитие познавательной деятельности через художественно-образовательную и научно-просветительную деятельность;
  • организация общения на основе знакомства с лучшими образцами научной и производственной деятельности и художественного творчества;
б) отдыха и развлечений:
  • создание условий для релаксации;
  • организация рекреационной деятельности, в т.ч. для людей с ограниченными возможностями;
  • снятие психофизиологического и эмоционального напряжения;
  • организация физкультурно-оздоровительной деятельности и пропаганда здорового образа жизни;
  • оптимизация рекреационно-игровой деятельности;
в) творческой деятельности:
  • создание условий для художественно-творческой деятельности различных групп населения;
  • развитие творческих навыков детей и молодёжи;
  • развитие коммуникативных качеств в процессе творческой деятельности.
Решение этих задач будет реализовываться на базе использования потенциала социокультурного центра посредством следующих форм работы:
  • акции социокультурной и социополитической тематики;
  • встречи представителей власти с научной и творческой интеллигенцией, молодежью и другими категориями населения;
  • семинары, совещания, конференции, дискуссии по проблемам, имеющим широкий общественный интерес;
  • презентации, конкурсы и выставки;
  • культурно-досуговые мероприятия для различных групп пользователей.
 
© Минск 2003